Источник: lifely.ru
Что такое онлайн психотерапия?
Психологическое онлайн-консультирование/психотерапия онлайн – психологическое консультирование с использованием современных цифровых технологий:
- видеоконференция(Skype, Facetime, Google Meet, Zoom…),
- аудио звонки(с помощью онлайн-приложений или по телефону),
- электронная почта и другие средства так называемой асинхронной текстовой коммуникации(когда терапевт не в сети и отвечает вам с опозданием)
- с помощью чата и других средств так называемого синхронного текстового общения (психотерапевт находится онлайн и отвечает вам сразу, вы ведете текстовый диалог)
- комбинируя несколько подходов(чаще всего чередование видеозвонков и текстового общения, этот подход может быть очень эффективным для психотерапии, так как компенсирует ограничения обоих подходов)
- средства дополненной реальности( Enhanced Reality ), виртуальной реальности и другие технологические средства и приложения.
Следующий текст носит общий характер и описывает психологическое консультирование онлайн во всей его полноте – для интересующихся и для коллег, интересующихся этой сферой.
В этом тексте мы будем иметь дело только с «живым» онлайн-консультированием (когда с вами общается настоящий психолог). Специфической формой онлайн-консультирования также могут быть цифровые приложения, терапевтические образовательные программы, адаптивные тесты, терапевтическое/коучинговое электронное обучение или общение с виртуальными роботами, при котором само приложение общается с вами – по типу образовательной программы. Но мы оставляем эти методы в стороне в этой статье.
Чем она отличается от обычной очной консультации?
Онлайн-психологическая консультация — это не то же самое, что сеанс физического консультирования. И это не замена обычной встрече. Это другой способ консультирования. Точно так же кино — это не то же самое, что поход в театр, но все мы иногда предпочитаем одно, иногда другое — и мы не думаем о телевидении/кино как о замене живого выступления…
Таким образом, онлайн-консультирование и онлайн-психотерапия являются новыми методами психологической работы . У них есть свои преимущества и ограничения. Несмотря на то, что далее мы обсудим различия между классической и онлайн-формой консультирования, необходимо сказать, что на самом деле различия очень малы .
Проблема чаще в том, что тот (клиент) или другая сторона (консультант) не умеет общаться онлайн (в общем, не только в психологических целях), не привыкли к этому. Да, онлайн-общение — это навык, и, как и любой другой навык, ему нужно учиться. Поэтому психологическое онлайн-консультирование особенно подходит тем, кто уже привык к интернет- общению .
И наоборот: специалисты не рекомендуют никому, кто не близок к онлайн-общению, заставлять себя и выбирать эту форму консультирования только потому, что он хочет работать со мной или с конкретным специалистом, который живет в отдалении или предлагает только онлайн-услуги. , Например. Вы, безусловно, можете найти несколько подходящих специалистов, которые позволят вам работать в режиме личных встреч, если вы предпочитаете. Форма важна, и если вы выберете ту, которая вам не подходит, это повлияет на вашу удовлетворенность и эффективность всей консультации, т.е. на вашу способность найти решение ваших проблем.
Онлайн-консультирование предназначено для постоянно растущей группы клиентов, которые могут извлечь выгоду из онлайн-общения, привыкли к нему, используют его или даже предпочитают онлайн-форму консультирования – из-за удаленности от места жительства, плотного графика, личных предпочтений, привычки, или другие преимущества, которые обсуждаются, мы упомянем далее.
Эффективность и удовлетворенность клиентов
С точки зрения эффективности и удовлетворенности клиентов принципиальных различий между физической встречей и онлайн-консультацией нет . Образно говоря, девяносто пять процентов факторов, способствующих хорошей работе консультанта и решению ваших проблем, одинаковы. Они встречаются в равной степени в обеих формах психологической работы.
Хотя некоторые коллеги склонны говорить о «неудовлетворенности клиентов» онлайн-консультацией, основная причина не в форме как таковой. Научные исследования показывают, что потенциал обеих форм удовлетворенности и эффективности консультирования абсолютно идентичен. По моему опыту, причиной возможной неудовлетворенности может быть:
- Другое предпочтение клиента (другое предпочтение, конечно, хорошо, каждый может выбрать форму общения, которая ему подходит – проблема в том, что клиент выбирает против этого сильного предпочтения, например, потому что форма традиционной встречи недоступна).
- Иное предпочтение/философия терапевта , который на самом деле хочет проводить консультирование в классической форме и выбирает онлайн-общение только как замену. Конечно, это тоже хорошо, но он должен признать свою философию и не должен оправдывать ее словами о том, что «клиентам не нравится такая форма» или что «классические встречи более эффективны», потому что подобные утверждения опровергаются исследованиями. Именно такой стиль работы предлагает терапевт, и именно так он должен это декларировать.
- Неспособность клиента и/или терапевта вести онлайн-коммуникацию (поскольку онлайн-коммуникация — это специфическая, другая компетенция, которую необходимо освоить в первую очередь)
- Последней причиной может быть очень узкая, но существующая группа противопоказаний— то есть симптомы или психологические расстройства, при которых онлайн-консультация явно не подходит.
Текущие исследования показывают, что по всем обычно измеряемым факторам (так называемый терапевтический альянс, удовлетворенность клиентов, ощущение прогресса или решения их проблемы) две формы консультирования не различаются. Поэтому неправда, что личные встречи обычно более эффективны, чем онлайн-консультации, или наоборот. Оба являются эквивалентными формами психологического консультирования.
Конечно, это не означает, что онлайн-или традиционные встречи одинаково предпочтительны для всех клиентов. Точно так же мы можем узнать, что и шницель, и гуляш в целом похожие популярные блюда – но это, конечно, не тот случай, когда они оба одинаковы на вкус… Наоборот, я рекомендую учитывать личные предпочтения.